Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 92.71 103.47

Этот день в истории

Этот день в истории.

24 января родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман.

Эрнст Те́одор Амаде́й Го́фман (нем. Ernst Theodor Amadeus Hoffmann; 24 января 1776, Кёнигсберг, Королевство Пруссия — 25 июня 1822, Берлин,Показать ещё Королевство Пруссия) — немецкий писатель, композитор (псевдоним — Иоганн Крайслер (нем. Johannes Kreisler), художник романтического направления и юрист.
Эрнст Теодор Амадей Гофман… В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками.
Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник.
Да-да, не просто сказочник, как братья Гримм или Перро, а самый настоящий волшебник.
Судите сами, ведь только истинный маг может творить чудеса и сказки… из ничего. Из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся рожей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше. Правда, Гофман не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.
Волшебники родятся, где и когда им вздумается. Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале его звали) явился на свет в славном городе Кёнигсберге в день Святого Иоанна Златоуста в семье юриста.
Наверное, он поступил опрометчиво, ибо ничто так не сопротивляется волшебству, как законы и право.
И вот юноша, который с самого раннего детства больше всего на свете любил музыку (и даже взял себе имя Амадей в честь Моцарта), играл на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал и сочинял стихи, — этот юноша должен был, как и все его предки, стать чиновником.

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН родился 24 января в Кёнигсберге на Францёзише-штрассе, 25, в семье адвоката королевского суда Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Дёрфер.

Он был третьим и самым младшим сыном. Средний умер в младенчестве, а старший окончил дни в работном доме. Эрнсту Теодору не довелось испытать родительскую любовь и заботу: отец развелся с Ловизой Дёрфер через несколько лет после рождения Эрнста Теодора и переехал в Инстербург (ныне Черняховск) со старшим сыном. Набожная мать вернулась в свою семью, которая отличалась строгостью нравов, приверженностью традициям, порядку и щепетильно соблюдала все правила приличия, что впоследствии претило молодому Гофману.

/…/

Учился Гофман в Бургшуле (Кёнигсберг), где особенно основательно изучали риторику на примере трудов таких античных авторов, как Гораций, Цицерон и Вергилий. Преподавание было столь серьезным, что Гофман мог читать и писать по-латыни. Параллельно он брал уроки живописи, учился музыке. Сочинению музыки Гофман впредь будет уделять немало сил и времени, считая это своим истинным призванием. В честь любимого гения Моцарта Гофман даже заменит свое второе имя Вильгельм – на Амадей.

/…/

Но музыкальные творения не принесли Гофману такую известность, о которой он мечтал, однако о них знали в Германии. /…/ А художественное сочинительство всегда оставалось для будущего юриста лишь отдушиной, легким развлечением, заметками, которые помогают излечивать душу и осмысливать происходящее. К 20-летнему рубежу Гофман уже являлся автором двух объемных романов – «Корнаро. Мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственный» в духе «Гения» Гроссе, однако они не нашли издателя, а рукописи были безвозвратно утрачены. Умение быстро сочинять и записывать Эрнст Теодор сохранил на всю жизнь, и впоследствии, в 1814 году, первый том «Эликсиров сатаны» он сочинил всего лишь за четыре недели.

Затем его ждала «Альбертина» и престижный юридический факультет. Гофман, в котором рано проявился талант к искусствам и гуманитарным наукам, все-таки пошел по стопам отца и получил то образование, которое желала его семья.

/…/

В 1798 году Гофман уезжает в Берлин.

/…/

В родном Кёнигсберге Эрнст Теодор побывал впоследствии лишь дважды – в 1797 году, сразу после смерти отца, и в январе – феврале 1804 года, когда вновь увидит своего верного друга Гиппеля, адресата многих писем Гофмана, племянника знаменитого бургомистра Кёнигсберга Теодора Гиппеля.

/…/

Гофман больше не приедет Кёнигсберг и даже впоследствии откажется от должности судебного чиновника в родном городе. Жизненные взлеты и падения неутомимого искателя смысла жизни и своего призвания Эрнста Теодора будут связаны уже с другими городами и весями: его ждут Варшава и баварский Бамберг, где Гофман становится капельмейстером местного театра. Он собственноручно рисовал эскизы декораций ко многим постановкам, формировал репертуар театра и сделал его сцену самой лучшей и яркой в Германии на тот момент. В 1814 году Гофман снова останется без работы, будет вынужден перебиваться случайными заработками, рисованием карикатур на Наполеона. «Что может причинить гению большую боль, чем видеть себя непризнанным и даже осмеянным!» – свои переживания того времени Гофман вложит впоследствии в сетования кота Мурра в «Житейских воззрениях кота Мурра».

В сентябре министерство юстиции Пруссии предложит ему поступить на должность в Берлинскую судебную палату. Занятия юриспруденцией и чиновническая служба не раз спасали Гофмана, попадавшего в откровенно бедственное и безрадостное положение. При этом талантливый писатель и музыкант сумел стать еще и блестящим, добросовестным юристом, что позволило ему защищать правила корректного процесса даже против своего начальства.

Расцвет творчества Э. Т. А. Гофмана произошел вдали от родины, но его многосторонний талант наконец заметили в столице. Покинув Кёнигсберг, Гофман всегда стремился попасть туда, где были сосредоточены наиболее влиятельные культурные силы Германии. Но в его произведениях можно легко обнаружить восточнопрусские мотивы и узнаваемые образы земляков. Кёнигсбергские впечатления молодости наложили отпечаток на многие произведения писателя. Например, в повести «Золотой горшок», включенной в самый первый сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (1814) и написанной в Бамберге, упоминается знаменитая Валленродская библиотека, хранившаяся в Кафедральном соборе. В новелле «Майорат», вошедшей уже во второй сборник новелл «Ночные этюды» (1817), мы видим описание родового имения баронов фон Р. на Куршской косе, находившегося близ Росситтена (ныне Рыбачий). Писатель демонстрирует талант рассказчика и обращается к прошлому, истории своего края, искусно соединяя приемы готического романа и романтического аналитизма. Гофман всегда старался «выманить» читателя из замкнутого круга серых будней, заставить посмотреть на обыденные вещи с неожиданных сторон. На этом поле реальность и фантазия Гофмана переплетаются настолько причудливо, что и читатели, и критики в один голос признавали бесспорное мастерство Гофмана по соединению абсолютно фантастического и сказочного с реальными сценами из жизни, вплетению в литературные произведения образов из легенд.

/…/

Писательский дар Гофмана в полную силу проявился уже в конце его жизни, когда он, столичный государственный судейский чиновник, уже мог позволить себе безбедное достойное существование. Именно тогда, в последние шесть лет жизни, он написал самые значимые свои романы. К ним обычно причисляют «Житейские воззрения кота Мурра»: у Гофмана действительно был кот по кличке Мурр, но главным героем романа является не кот-рассказчик, а придворный капельмейстер Иоганнес Крейслер – противник любой несправедливости. Другими словами, это «альтер эго» Гофмана. Среди других жемчужин – роман в новеллах «Серапионовы братья», куда была включена известная почти всем детям сказка «Щелкунчик и Мышиный король» (1816), сатирическая повесть-сказка «Крошка Цахес» (1819) и «Повелитель блох» (1822), из-за которого Гофмана начала преследовать цензура. Ему даже грозил суд за крамольное произведение, в котором хорошо читалась карикатура на тогдашнего министра полиции Пруссии, но внезапный паралич и смерть настигла 46-летнего писателя раньше, чем правосудие. Его похоронили в Берлине на Третьем кладбище храма Иоанна Иерусалимского. В память о нем благодарные друзья выгравировали на могиле «Э. Т. А. Гофман родился в Кёнигсберге в Пруссии. Умер в Берлине. Советник апелляционного суда, отличился как юрист, как поэт, как композитор, как художник».

/…/

…Французской улицы больше нет на карте Калининграда: Францёзише-штрассе погребена где-то под современной улицей Шевченко. В память о знаменитом уроженце города в сквере у ГТРК «Калининград» был установлен памятный знак. Дух Гофмана не исчез: он просто растворился в нынешнем Калининграде…
(из главы «Романтик-сказочник» книги «Легенды Янтарного края» А. Кропоткина)

"Легенды Янтарного края" Андрей Кропоткин
Издательство: "ЖИВЁМ" Кёнигсберг-Калининград
Художник: И. Автухов
Год издания: 2018

Герои нового альбома Андрея Кропоткина – знаменитые люди Х-ХХ веков – первые миссионеры на территории древней Пруссии, просветители Средних веков, учёные, поэты, композиторы – от святого Адальберта и Иммануила Канта, Петра I и Амадея Гофмана до наших современников. 112 легендарных личностей Кёнигсберга-Калининграда, их судьбы и деяния, заслуги, прославившие наш край: как в прошлом, так и в настоящем.

Книга богато иллюстрирована живописными портретами каждого героя и огромным материалом из архивных фондов и частных коллекций.

Диплом номинанта конкурса "Книга года-2018" в номинации «Лучшая книга о России» Фестиваля национальной книги «Читающий мир» (г. Рязань, 2018 г.)

Книга издана и на английском языке.

#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Гофман #24января

Источники:

Википедия

Занимался литературным стендапом и придумал первого андроида: жизнь и книги Гофмана

Тот Гофман, что не сапожник

2158

Оставить сообщение: