Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 92.58 103.38

Этот день в истории

Этот день в истории.

25 января родился Владимир Высоцкий.

«Володю можно было любить и не любить, но никто не может отказать ему в огромном таланте и неподражаемой индивидуальности. Как бард он был гений. Когда Володя брал гитару и начинал петь, он был как натянутая стрела, как обнаженный нерв».

(с) Борис Сичкин

Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, там же) — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).

25 января могло бы исполниться 85 лет одному из самых популярных и любимых в народе советских артистов, которого называют символом эпохи 1970-х гг., – Владимиру Высоцкому, но вот уже 42-й год его нет среди живых. Он был известен не только как талантливейший поэт, композитор, исполнитель и актер, но и как широкой души человек, невероятно щедрый и отзывчивый. Его не нужно было просить о помощи – как правило, он сам предупреждал такие просьбы и помогал не только своим друзьям, но и незнакомым людям.

Однажды у Высоцкого спросили, приятно ли ему быть таким знаменитым. Он ответил: «Да, приятно, потому что это дает мне возможность помогать людям». И в этом ответе не было ни капли тщеславия и самолюбования – он действительно использовал все свои связи и знакомства в тех ситуациях, когда кто-то нуждался в его помощи. В 1974 г. на съемках фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» Высоцкий познакомился с композитором Анатолием Кальварским, который рассказывал: «Мы подружились в процессе той работы. У меня были тогда трудные времена в моём родном городе, в Питере, и Володя пытался мне помочь. Он был очень сердечным, отзывчивым человеком, и принимал участие во всех, с кем он дружил. Чужие беды воспринимал, как свои. Он пытался помочь мне с квартирой, ходил в Ленсовет. Ситуация была самая банальная: после развода я оставил квартиру и в результате оказался непрописанным». Он помог ему получить жилье, а узнав о том, что у композитора очень плохое зрение, Высоцкий привез ему из-за границы очень дорогие очки-«хамелеоны», которые тот носил долгие годы.

На протяжении 16 лет Владимир Высоцкий выступал на сцене Театра на Таганке, где сыграл свои лучшие театральные роли. Во многом благодаря участию поэта появилось новое здание театра, строительство которого затянулось на 7 лет. Директор театра Николай Дупак рассказывал: «...Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком, всегда приходил на помощь. Он помогал мне строить новое здание театра на Таганке... Мы ходили по кабинетам вместе с Володей, когда он находился рядом, мне было легче обо всем договариваться… Один его концерт открывал десятки дверей... Вместе добывали кирпич, цемент, металл, давали концерты, наносили визиты, требовали, приглашали на премьеры – ублажали как могли… Новое здание «Таганки» сложено из уникального кирпича. Поехали мы с Высоцким на Загорский кирпичный завод. Спел он там. И сразу после концерта в лаборатории образец для нас проанализировали: какой песок, какая глина, при какой температуре обжигался… И вынесли вердикт – глину надо из Эстонии везти. Восемнадцать вагонов. Высоцкий выступает в Министерстве путей сообщений – нам дают вагоны! И завод в Эстонии делает для «Таганки» эти уникальные кирпичи… Поверьте, я могу еще два десятка подобных историй рассказать о том, как Высоцкий в буквальном смысле по кирпичику новое здание театра строил. Жаль, сыграть на новой сцене ему не довелось…». Через три месяца после торжественного открытия нового зала театра Высоцкого не стало.

В 1972 г. Театр на Таганке приехал на гастроли в Ленинград. В трех спектаклях были задействованы дети 10-12 лет, но трое мальчиков из Хорового училища не смогли уехать из Москвы, и вместо них нужно было найти юных артистов в Ленинграде. Их отыскали среди учеников детского дома-школы музыкального воспитания, где собрали детей-сирот, имевших способности к музыке и пению. Выбрали двух мальчиков и одну девочку. Их наставница Ирма Поленова рассказывала: как только Высоцкий узнал, что в спектаклях будут участвовать детдомовцы, кинул клич среди актеров: «Ребята! Завтра несите все!» Собрали целый мешок с игрушками и угощениями. Поленова вспоминала: «Там было всё – и для маленьких детей, и для среднего возраста, и для старших... В сборе подарков принимала участие вся труппа, но организовал всё это именно Высоцкий. Светлая ему память, и совсем не за «мешок», а за любовь и сострадание к этим детям».

Марина Влади, помимо уникальности Высоцкого в творческом плане, считала его неординарным и в обычных человеческих проявлениях: «Он был замечательный мужик – добрый, щедрый, бесшабашный, с душой нараспашку. В большей степени русский, чем подавляющее большинство других. Его широта проявлялась и в том, что он себя никогда не жалел, буквально сжигал свою жизнь, как сумасшедший».

В 1975 г. Высоцкий вместе с Театром на Таганке был на гастролях в Ростове-на-Дону. Там же музыкант дал несколько концертов, в том числе на комбинате прикладного искусства. После выступления ему вручили сувениры, изготовленные главным мастером комбината. Узнав о том, что он не смог прийти на концерт – был ветераном войны, инвалидом, и почти не выходил из дома – Высоцкий поехал к нему домой и специально для него исполнил песни, только что прозвучавшие на сцене.

Артисту доставляло невероятную радость удивлять людей и дарить им подарки. Из каждой поездки за границу он привозил полные чемоданы для всех друзей и знакомых: одним – редкое лекарство, другим – теплые ботинки, третьим – пластинки зарубежных музыкантов, четвертым – одежду для детей. Сын администратора Театра на Таганке Илья Порошин вспоминал, что каждое появление артиста было для него праздником: он появлялся с полными пакетами, а там были настоящие «сокровища» – то горнолыжные штаны, то джинсовый костюм. Как-то он взял Илью с собой на концерт, и этот вечер мальчик запомнил на всю жизнь: «И вдруг он посреди выступления говорит: «Я сейчас спою «Диалог у телевизора». Вообще-то не собирался показывать эту песню, но за кулисами мальчик маленький специально приехал послушать эту песню...». Сказка! Чудо! А на следующем концерте опять про клоунов. Благодарности моей детской нет предела. Он, оказывается, добрый Бог, настоящий, живой».

Имя художника Михаила Шемякина у нас знают немногие – на родине его упоминали редко, особенно в советские времена, ведь в 1971 г. он эмигрировал во Францию. С Владимиром Высоцким они познакомились в 1974 г. во время одного из визитов поэта за границу – и сразу подружились. Они стали не только друзьями, но и братьями по духу. Шемякин в своих интервью и воспоминаниях не раз говорил о том, что с Высоцким можно было пойти в разведку – другом он был очень верным и самоотверженным.

Шемякин вспоминал об одном эпизоде: незадолго до ухода Высоцкого они вновь увиделись. Поэт лежал в специализированной клинике в Париже, и Михаил решил его там навестить. Когда он к нему пришел, Высоцкий расплакался. Шемякин решил, что он огорчен тем, что попал в эту клинику. А тот ему ответил: «Миша, я людей подвел! Я в Москве обещал кое-кому подшипники достать для машины, а сам улетел. И вот здесь оказался. Я так людей подвел!» Сам он на тот момент пребывал в плачевном состоянии, ему нужно было думать о собственном здоровье, а он сокрушался из-за того, что не выполнил чью-то просьбу! Шемякин говорил: «Вот он был такой... Вернейший и мужественный человек, он мог в дружбе, даже в приятельских отношениях заботиться о каких-то мелочах». В последний раз они виделись в Париже за 3 недели до ухода Высоцкого. Шемякин тогда ему сказал: «Володька, давай назло жить!» Тот ответил: «Попробую…» А 25 июля 1980 г. его не стало.

Мы решили вспомнить любимые строки:

Красивых любят чаще и прилежней, / Весёлых любят меньше, но быстрей. /И молчаливых любят, только реже. / Зато уж если любят, то сильней. («Летела жизнь»)

Я не люблю холодного цинизма, / В восторженность не верю, и еще — / Когда чужой мои читает письма, / Заглядывая мне через плечо. («Я не люблю...»)

Вот и сбывается все, что пророчится: / Уходит поезд в небеса — счастливый путь! / Ах, как нам хочется, как всем нам хочется / Не умереть, а именно — уснуть! («Баллада об уходе в рай»)

Если путь пpоpубая отцовским мечом, / Ты соленые слезы на ус намотал, / Если в жаpком бою испытал, что почем, / Значит, нужные книги ты в детстве читал. («Баллада о борьбе»)

Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем, / Как бы так угадать, чтоб не сам — чтобы в спину ножом: / Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, — / Не скажу про живых, а покойников мы бережем. («Райские яблоки»)

Если друг оказался вдруг / И не друг, и не враг, а — так, / Если сразу не разберешь, / Плох он или хорош, — / Парня в горы тяни — рискни! / Не бросай одного его, / Пусть он в связке в одной с тобой — / Там поймешь, кто такой. («Если друг оказался вдруг...»)

Чистая Правда божилась, клялась и рыдала, / Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах, — / Грязная Ложь чистокровную лошадь украла — / И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за Правду воюет, — / Правда, в речах его правды — на ломаный грош: / «Чистая Правда со временем восторжествует, — / Если проделает то же, что явная Ложь!» («Притча о Правде и Лжи»)

Так оставьте ненужные споры — / Я себе уже все доказал: / Лучше гор могут быть только горы, / На которых еще не бывал. («Прощание с горами»)

Кто здесь не бывал, кто не рисковал — / Тот сам себя не испытал, / Пусть даже внизу он звезды хватал с небес. / Внизу не встретишь, как не тянись, / За всю свою счастливую жизнь / Десятой доли таких красот и чудес. («Вершина»)

Возвращаются все, кроме лучших друзей, / Кроме самых любимых и преданных женщин. Возвращаются все, — кроме тех, кто нужней. («Корабли»)

Источники:

Википедия

Высоцкий. После юбилея

Его собственное время: как Владимир Высоцкий изменил наш мир

От Большого Каретного до Таганки: факты из жизни Владимира Высоцкого

Правила жизни Владимира Высоцкого

Высоцкий — свободный человек в несвободное время

Тот, который не стрелял

Владимир Высоцкий

Какие книги читал Владимир Высоцкий: 5 любимых авторов известного барда

День рождения Высоцкого

Правила жизни Владимира Высоцкого

Почему Юрий Любимов не хотел видеть в труппе Театра на Таганке Владимира Высоцкого

«Он жил на миру». Из воспоминай Аллы Демидовой о Владимире Высоцком

Юрий Любимов о Высоцком

Как режиссер Говорухин разыграл Высоцкого и другие малоизвестные факты о выдающемся барде

«Высоцкий просто хотел справедливости»

Добрые дела Владимира Высоцкого: За что артисту были благодарны знакомые и незнакомые люди

Валерия Новодворская: «Владимира Высоцкого погубили его успех, "мерседесы", благополучие»

Владимир Высоцкий. «Холера»

«Иногда я пользовался дружбой с ним…»: Жванецкий о Высоцком и Марине Влади

Уникальные фото Владимира Высоцкого

Обнаружена самая ранняя версия песни Высоцкого «Райские яблоки»

Режиссер Бальчев анонсировал второй фильм о неизвестной жизни Высоцкого

«На Волге широкой»: редкие кадры 1974 г. с Владимиром Высоцким

Владимир Высоцкий «День без единой смерти»

Владимир Высоцкий «Притча о Правде и Лжи»

Из воспоминаний Бориса Сичкина о Владимире Высоцком

Документальный фильм «Быть или не быть», 1971 г.

10 цитат из песен Владимира Высоцкого

Было так, я любил и страдал

«Хочу и буду»: Высоцкий отвечает на вопросы анкеты

Любимые женщины и музы Владимира Высоцкого: «Они внезапно попадают в такт такого же неровного дыханья…»

Владимир Высоцкий - Гамлет (на стихи Пастернака)

По телевизору сказали - День Высоцкого..

«Ему отвратительны были люди бесхребетные»

В костер плеснули керосинчику. О малоизвестных фактах биографии Владимира Высоцкого

11573

Оставить сообщение: